Любой человек в своей жизни сталкивается с несправедливостью. Это одно из наиболее бурно переживаемых эмоциональных состояний, при котором в один клубок сплетаются очень разные чувства – ярость, бессилие, страх, стыд и многое другое. Впрочем, люди ведут себя в таких ситуациях весьма по-разному: одни смиряются, другие требуют сатисфакции, какой бы сферы их жизни несправедливость ни коснулась. И эта жажда восстановления справедливости настолько мощная, что может заслонить плотной пеленой все остальные сферы человеческой жизни. Человек не может нормально жить, пока справедливость не восторжествует.
Экзистенциальные психологи могут сказать, что справедливость мира – это одна из базовых иллюзий, с которой рано или поздно приходится распрощаться. Не будем спорить о том, насколько это верный взгляд, но подумаем, почему именно несправедливость задевает человека настолько мощно. Конечно, можно рассматривать подобные ситуации, как потерю контроля, когда происходит что-то ужасное, а мы сами не в состоянии были на это повлиять. Тогда именно мир должен выступить внешним арбитром и разобраться с ситуацией так, чтобы наше внутреннее негодование улеглось, и мы снова почувствовали безопасность. Интересно то, что это именно базовая безопасность, тот ранний пласт нашей психики, когда младенец воспринимает весь внешний мир через материнскую фигуру и всецело от нее зависит. Если мать вовремя и правильно отзывается на его плач, то мир доброжелателен и справедлив, но если нет, то мир становится непросто несправедливым, а смертельно опасным, так как младенец целиком и полностью зависимое существо. Если эта метафора верна, то сталкиваясь с несправедливостью мира, сатисфакция нужна нам не просто, как блажь. Это потребность на уровне выживания, необходимость убедиться в том, что мир все же доброжелателен и чуток к нам, иначе само наше базовое чувство безопасности оказывается под угрозой.
Когда мы требуем справедливости, мы как минимум уязвимы, а как максимум имеем дело с вопросами жизни и смерти. Конечно, мир от этого не станет более справедливым, однако мы сами можем существенно помочь себе в наших сложных переживаниях, если поймем, что нами движет в моменты пламенного желания добиться справедливости любыми доступными способами.